В Республике Марий Эл (РМЭ) проживает 682 тысячи человек
(2018). Доля городского населения – 66,15%, в т.ч. 39% всего населения в г. Йошкар-Ола.
Национальный состав: марийцы – 41,7%, русские – 45%, татары –
5,5%, чуваши -0,87%, удмурты – 0,28% (2010).
По данным министерства образования и науки Марий Эл, в 2018-2019 учебном году в качестве родного выбрали: марийский язык 7775 учащихся (10,5% всех учащихся), татарский язык 1156 (1,56%), удмуртский 85 (0,11%).
2. Объёмы изучения языков коренных народов РМ-Э в школах. Результаты выборочного исследования
Для выборочного исследования
выбранывсеобщеобразовательные школы Йошкар-Олы, школы Куженерского района с
преобладанием марийцев, и Параньгинского района со смешанным преимущественно
татаро- марийским населением. Охват исследования населённые пункты с более 40 % населения РМЭ.
В таблицах зелёным цветом выделены классы (параллели), где национальный язык изучается как родной в обязательной части учебной программы; голубым выделены классы, в которых национальный язык изучается в вариативной части учебной программы, в составе регионального или школьного компонента учебного плана, как государственный (марийский) или родной язык; а также в составе интегрированного курса «История и культура народовМарий Эл и основы марийского языка» (ИК+ОМЭ в таблице выделено красным цветом, есть разные варианты названий курса).
Сам курс «История и
культура народов Марий Эл» (ИК) есть в большинстве школ и не предусматривает
изучение марийского языка.
Школы г. Йошкар-Ола
Школы Параньгинского района РМЭ.
Школы Куженерского района РМЭ.
В Куженерском районе проживает 13227 чел (2017), марийцев – около -70%,
русских -22%.
Краткие выводы по выборочному исследованию.
Краткие выводы по выборочному исследованию.
В школах РМЭ изучаются марийский (горный и луговой) ,татарский и удмуртский (1 школа) языки.
На минимально допустимом для освоения уровне родные языки изучаются только в небольших сельских школах мононациональных сёл.
В школах райцентров, где учатся около половины учащихся, национальные языки или изучаются в минимальном объёме или совсем не изучаются.
В городах национальные языки в качестве родных практически не изучаются. Выбор родного языка носит фиктивный характер, преимущественно «выбирают» русский.
Доля изучающих марийский, как родной язык, уменьшилась с 17,6% в 2011/2012 учебном году до 10,5% в 2018/2019 учебном году.
В качестве государственного языка городах марийский изучается пока более широко, преимущественно 1 урок в неделю с 5 по 9 класс. Данных за последние годы нет, 5 лет назад его изучало около 53 % учащихся 1-9 классов.
Есть угроза вытеснения изучения марийского, как государственного, фиктивным изучением родного языка, или тоже чисто формальным в составе курса «История и культура народов Марий Эл и основы марийского языка».
Наил Гыйлман.
2019 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий