Население республики и
доля изучающих родные языки
По заявлению Министерства образования и науки РТ татарский
язык в качестве родного в 2018-2019 учебном году будут изучать 68% школьников
Татарстана. Русский как родной выбрали 30% учеников. Еще 2% школьников выбрали другие языки:
чувашский, марийский, мордовский, иврит и т.д. В 2017 году 69,3% учеников в
качестве родного выбрали татарский язык, 28,9% — русский, 1,22% — чувашский,
0,28% — удмуртский, 0,13% — марийский, 0,02% — мордовский.
Население РТ 3894 тысяч человек. Доля городского
населения 76,8% (2018).
Национальный состав РТ по переписи 2010 года: татары –
53%, русские -39,5%, чуваши – 3,35%, удмурты – 0,64%, мордва – 0,63%, марийцы –
0,51%.
Объёмы изучения языков
коренных народов РТ в школах. Результаты выборочного исследования
Для выборочного исследования выбраны Кировский район
города Казань, Атнинский район и Дрожжановский район республики. В таблицах
зелёным цветом выделено изучение татарского языка, как родного в обязательной
части учебной программы, голубым – как предмета из вариативной части учебного
плана (региональный компонент).
Школы г. Казань
Кировский район
В Казани по переписи 2010 г. доля татар была 47,6%,
доля русских – 48,6%.
Для анализа ситуации
и объёмов изучения татарского языка в Казани были взяты учебные планы школ Кировского района – самого маленького в
городе.
Школы Атнинского района
РТ.
Атнинский район практически мононациональный. Доля
татар – 98,6% (2010). Во всех школах как родной изучается только татарский
язык.
Школы Дрожжановского района РТ.
В Дрожжановском районе РТ доля татар – 57,5%, чувашей
-41,1% (2010). В большинстве школ изучается в качестве родных и татарский и
чувашский языки.
Школа
|
Учащ.
|
Родные
|
Уроки родного языка + родной литературы в нед.
по классам.
| ||||||||||
всего
|
языки
|
1
к.
|
2
к.
|
3
л.
|
4
к.
|
5
к.
|
6
к.
|
7
к.
|
8
к.
|
9
к.
|
10
к.
|
11
к.
| |
Большеаксинская
СОШ
|
140
|
родн.тат
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+1
|
1+1
|
Стародрожжан.
СОШ-1
|
452
|
родн.
тат+чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+2
|
1+1
|
1+1
|
Стародрожжан
Лицей
|
105
|
родн.
тат+чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+1
|
1+1
|
Староишлинская
СОШ
|
33
|
родн.тат.
обучение
|
3+2
|
3+2
|
4+2
|
3+2
|
3+2
|
3+2
|
2+2
|
2+2
|
3+2
|
1+1
|
1+1
|
Старочукалинск
ООШ
|
53
|
родн.тат.
обучение
|
3+2
|
3+2
|
4+2
|
3+2
|
3+2
|
3+2
|
2+2
|
2+2
|
3+2
|
||
Старошаймурзин
СОШ
|
97
|
родн.
тат+чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+1
|
1+1
|
Алёшкин-Cаплыкская СОШ
|
149
|
родн.
тат+чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+1
|
1+1
|
Большецильнинск
СОШ
|
38
|
родн.тат.
обучение
|
2+2
|
3+2
|
4+2
|
3+2
|
3+2
|
3+2
|
2+2
|
2+2
|
3+2
|
0+2
|
0+2
|
Городищенская
СОШ
|
105
|
родн.чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+1
|
1+1
|
Малоцильнинская
СОШ
|
104
|
родн.тат.
обучение
|
3+2
|
3+2
|
4+2
|
3+2
|
3+2
|
3+2
|
2+2
|
2+2
|
3+2
|
1+1
|
1+1
|
Марсовская
СОШ
|
86
|
родн.тат.
обучение
|
3+2
|
3+2
|
4+2
|
3+2
|
3+2
|
3+2
|
2+2
|
2+2
|
3+2
|
1+1
|
1+1
|
Матакская
СОШ
|
75
|
родн.
тат+рус
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+1
|
1+1
|
Нижнечекурская
СОШ
|
90
|
родн.
тат+чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+1
|
1+1
|
Новоильмовская
СОШ
|
76
|
родн.чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+1
|
1+1
|
Новокакерлинск
ООШ
|
19
|
родн.тат.
обучение
|
2+2
|
3+2
|
4+2
|
3+3
|
3+2
|
3+2
|
2+2
|
2+2
|
3+2
|
||
Старокакерлинск
СОШ
|
82
|
родн.тат.
обучение
|
2+2
|
3+2
|
4+2
|
3+2
|
3+2
|
3+2
|
2+2
|
2+2
|
3+2
|
1+1
|
1+1
|
Убеевская
СОШ
|
82
|
родн.
тат+чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+1
|
1+1
|
Хорновар-Шигалинск.
СОШ
|
79
|
родн.чув
тат
|
2+1
2+1
|
2+1
2+1
|
2+1
2+1
|
2+1
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+1
|
1+1
|
Чувашско-Дрожжанов.
СОШ
|
110
|
родн.чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
1+1
|
1+1
|
Шланговская
СОШ
|
79
|
родн.тат.
обучение
|
3+2
|
3+2
|
4+2
|
3+2
|
3+2
|
3+2
|
2+2
|
2+2
|
3+2
|
1+1
|
1+1
|
Новоубеевская
ООШ
|
90
|
родн.чув.
|
3
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
-
|
-
|
Тат.-Шатрашанск
НШ
|
4
|
родн.тат.
обучение
|
3+2
|
3+2
|
4+2
|
3+2
|
|||||||
Тат.-Безднинская
НШ
|
7
|
родн.тат.
обучение
|
3+2
|
3+2
|
4+2
|
3+2
|
|||||||
Мочалеевская
НШ
|
5
|
родн.тат.
обучение
|
3+2
|
3+2
|
4+2
|
3+2
|
|||||||
Стародрожанов
НШ
|
23
|
родн.тат.
|
3+2
|
3+2
|
3+2
|
3+2
|
|||||||
НовобурундуковсНШ
|
18
|
родн.чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
|||||||
Чув.-Безднинская
НШ
|
30
|
родн.чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
|||||||
Стародуванская
НШ
|
9
|
родн.чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
|||||||
Староильмовская
НШ
|
11
|
родн.чув
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
2+1
|
Краткие итоги.
В школах РТ кроме русского и татарского в качестве
родных изучаются чувашский, удмуртский, марийский языки.
В Кировском районе Казани
татарский язык изучается только как родной язык во всех средних школах района,
параллельно с русским родным. Количество уроков татарского языка и татарской
литературы почти во всех школах одинаково. Это 2 урока татарского языка и 1
урок татарской литературы(литературного чтения) в неделю - с 1 по 9 класс, и по
1 уроку – в 10-11 классах. Только в татарских
гимназиях объём изучения татарского языка заметно выше, и то только в
начальных классах. Русско-татарские школы не выделяются на общем фоне.
Школьный компонент учебного
плана (учебные часы, распределяемые школой) на татарский язык почти не
выделяются.
Татарский язык как
государственный язык в школах не изучается.
Во всех школах в 2-11
классах - шестидневная учебная неделя, за исключением классов для учащихся с
ограничениями по здоровью.
Татарский язык изучается только как родной
язык во всех средних школах, параллельно с русским родным. Количество часов
татарского языка и татарской литературы в абсолютном большинстве городских школ
одинаково. Это 2 урока татарского языка и 1 урок татарской литературы
(литературного чтения) в неделю - с 1 по 9 класс, и по 1 уроку – в 10-11
классах. «Русско-татарские» школы, в которых несколько лет назад было обучение
на 2-х языках не выделяются на общем фоне. Только в татарских гимназиях, и только в начальных классах объём
изучения татарского языка выше.
К началу 2017/2018 учебного года татарский язык
изучался как государственный язык всеми республики учащимися в объёме: 1- 5,
7,9 классы – 3 урока, 6 класс – 4 урока,
8 класс – 2 урока и 10-11класс – 1 урок
татарского языка, и татарская литература - 2 урока в неделю с 1 по 11
класс,
Изменения,
произошедшие с осени 2017 года.
Доля школьников
изучающих татарский язык в Татарстане:
В начале 2017/2018 учебного года – почти 100 %
В 2018/2019 учебном году – около 68% .
Объёмы изучения
татарского языка в школах;
В начале 2017/2018 учебного года – около 960 часов
татарского языка за 11 лет обучения в большинстве обычных школ, при сохранении
действовавшего тогда учебного плана.
В 2018/2019 учебном году – около 685 уроков татарского языка за 11 лет
обучения, для изучающих татарский язык,
как родной, при сохранении действующего учебного плана.
Итог: снижение на 28-29%.
Объёмы изучения
татарской литературы в школах;
В начале 2017/2018 учебного года – около 750 часов
татарской литературы за 11 лет обучения при сохранении действовавшего тогда
учебного плана.
В 2018/2019 учебном году – около 375 уроков татарской литературы за 11 лет
обучения при сохранении действующего учебного плана.
Итог: снижение на 50%.
Сравнение объёмов
изучения татарского и русского языка.
До 2017/2018 учебного года соотношение татарского и русского языков в
типичной городской школе составляло 960 против 1200. Объём изучения русского
языка в рядовых средних школах составлял – чуть больше 1200 часов, в отдельных
школах Казани – от 1100 до 1950, в среднем чуть больше 1300 часов за 11 лет
обучения.
В 2018/2019 учебном году – соотношение татарского и
русского языков в типичной городской школе составляло 685 против 1510-1545.
До осени 2017 года в
типичной городской школе татарский изучался в объёме 80% от русского.
Сейчас в типичной
городской школе татарский как родной
изучается в объёме 45-47% от русского
языка.
Наил Гыйлман.
Приведённые цифры актуальны для более 80 % городских и большинства
сельских школ со смешанным этническим составом учащихся.
Наил Гыйлман.
2019 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий