Изучение родных языков в школах Башкортостана.


Население республики и доля изучающих родные языки
Население Республики Башкортостан (РБ) составляет 4063 тысяч человек. Доля городского населения 62% (2018).
Национальный состав населения РБ по данным переписи населения 2010 года: башкиры – 28,79%, татары – 24,79%, русские -35,19 %, чуваши – 2,64%, марийцы – 2,55%, украинцы – 0,98%, мордва – 0,5%, удмурты – 0,53%.

По данным, которые Министерство образования Башкортостана публиковало перед началом 2018-2019 учебного  года:
В РБ изучаются 11 родных языков. Это башкирский, белорусский, латышский, марийский, мордовский, немецкий, русский, татарский, удмуртский, украинский и чувашский языки.
Русский язык в качестве родного выбрало 63,05% учащихся, башкирский — 15,6%, татарский — 9,45%, марийский — 1,11%, чувашский — 0,74%. Башкирский и русский (в качестве родного) языки изучаются во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Татарский язык как родной преподается в 12 муниципальных районах и 3-х городских округах. Уроки чувашского - в 5 муниципальных районах, а уроки марийского — в одном районе.
Общее количество школьников в регионе составляло 479 тысяч человек.
Башкирский язык как государственный язык республики по данным на начало учебного года изучало более 73% учащихся.

Объёмы изучения языков коренных народов РБ в школах. Результаты выборочного исследования.
Для исследования были выбраны все городские средние школы Ленинского района Уфы, ряд школ г. Стерлитамака, городов Баймак и Дюртюли, школы Бижбулякского, Мишкинского, часть школ Ишимбайского района.
В таблицах зелёным цветом выделены классы (параллели), где национальный язык изучается как родной в обязательной части учебной программы;  голубым выделены классы, в которых национальный язык изучается в вариативной части учебной программы, в составе  регионального или школьного компонента учебного плана, а также часы башкирского языка, как государственного. 

Ситуация в Уфе и крупных городах Башкортостана.
Школы Ленинского района Уфы
Национальный состав Уфы согласно Всероссийской переписи населения 2010 года: русские — 48,9 %, татары — 28,3 %, башкиры — 17,1 %, украинцы — 1,2 %, лица других национальностей — 4,5 %.



Во всех рассмотренных школах в как родной можно выбрать русский и башкирский языки, в одной школе изучается татарский язык.

Школы г. Стерлитамака
Национальный состав жителей Стерлитамака согласно переписи населения 2010 года: русские — 49,5 %, татары — 23,9 %, башкиры — 15,8 %, чуваши — 5,3 %, украинцы -1,9%, мордва - 1,5 %.
Взяты по порядку номеров 10  школ из 35, у которых удалось найти  учебные планы.





Ситуация в сельских районах и в некоторых малых городах.

Школы Бижбулякского района РБ.
Национальный состав жителей района по переписи 2010 года: чуваши –35,3% ; татары – 26,3% ; башкиры –22,2%; русские -11,8% ; мордва -3,6% населения.

В Бижбулякском районе живут 5 коренных народов Поволжья и Урала. В районе 14 средних школ, по 12 из которых удалось найти учебные планы. В школах района изучается 4 родных языка – чувашский, татарский, башкирский, русский.

Школы Мишкинского района РБ.
Национальный состав района по переписи 2010 года: марийцы –71,5% ; татары – 16 % ; башкиры –4,9 %; русские -7,1% ; другие -0,5% населения.

Школы   г. Дюртюли.
Дюртюли -центр  Дюртюлинского района РБ. В нём живёт около 30,8 тысяч человек. Национальный состав согласно российской переписи населения 2010 года: татары — 64,1 %, башкиры — 23,2 %, русские — 9,6 %, марийцы — 1,6 %, лица других национальностей — 1,5 %.



Школы   г. Баймак.
Город Баймак –центр Баймакского района, 17,5 тысяч жителей. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года: башкиры — 71,6 %, русские — 21,3 %, татары — 5,1 %, лица других национальностей — 2 %.




В Баймаке 4 школы, изучается как родной русский и татарский языки. Во всех школах есть отдельные классы с обучением на башкирском языке .

Школы башкирских сёл Ишимбайского района.

Краткие итоги.

Мониторинг изучения национальных языков в Башкортостане оказался намного сложнее, чем в других республиках Поволжья. Размеры, смешанный национальный состав большинства районов, отсутствие необходимых сведений на портале образования усложняют задачу. Ещё один фактор – с весны 2019 года в республике переходят на пятидневную учебную неделю и в большинстве учебных планов, изменения связанные с этим не отразились.
Приведённые вначале данные показывают, что порядка 40% школьников башкир, около 60% марийцев, более 65% татар и более 70% чувашей не изучают в школе свой национальный язык, как родной. Это в основном жители городов(прежде всего Уфы), в которых процент изучающих свой родной язык мал (вывод очевидный, но точных данных нет).
Абсолютное большинство  учащихся которые выбрали свой родной язык, изучают родной язык и родную литературу в сумме 1 или 2 урока в неделю.Объёмы изучения родного языка неудовлетворительны для большинства представителей коренных народов Поволжья.  Даже учащиеся башкирской национальности, выбравшие родной башкирский язык,  и изучающие башкирский как государственный,  в Уфе и многих других городах и районах учат  его в сумме только два часа в неделю.
В Уфе и других крупных городах за счёт «выбора» большинством школьников представителей коренных нерусских народов русского языка как родного – для них изучение родного языка является фиктивным.
При выделении 1-2 часов в неделю на предметы Родной язык  и родная литература, их изучение носит формальный характер, не обеспечивающий какого-то серьёзного усвоения языка. Только в совокупности с изучением башкирского языка, как государственного, для школьников башкирской национальности объём изучения может быть доведён до удовлетворительного уровня – 3 часа в неделю.
И только в башкирских гимназиях, в школах отдельных мононациональных  селений, в отдельных школах с обучением на татарском и марийском языке, родной язык и литература изучается 3 и более часов в неделю.В школах, где стараются выделить большее количество часов на изучение родных языков,  учебный план очень сложный, и на родные языки выделяют дополнительные часы за счёт школьного компонента учебного плана…
Точная статистика изменений доли изучающих родные языки школьников последние несколько лет не публиковалась. Есть данные по количеству и процентной доле изучавших родной язык до 2012 года, и есть данные выбора родных языков за два последних года. Хотя эти показатели не совсем равнозначны они позволяют нам показать динамику изменений…
С 2010/2011 учебного года доля учащихся средних школ:
изучающих башкирский язык как родной или обучающихся на нём уменьшилась примерно с 28,8 % до 15,6%, в т.ч. обучающихся на башкирском языке с 10,9% до 7,1%;
изучающих татарский язык как родной или обучающихся на нём уменьшилась примерно с 14,8 % до 9,4%, в т.ч. обучающихся на татарском языке с 2,3% до 0,4%;
изучающих марийский язык как родной или обучающихся на нём уменьшилась примерно с 2 % до 1,1 %;
доля изучающих чувашский язык как родной или обучающихся на нём уменьшилась примерно с 1,7 % до 0,74 %.
Данные по обучающимся на родном языке приведены за 2017/2018 уч. год. Обучение на национальных языках чаще всего сводится к его изучению в больших объёмах.
Отношения доли выбравших родные языки к доле соответствующих народов следующее: башкиры (15,6% и 28,9%) -53%, татары – 38%, марийцы -43%, чуваши –27%.
С учётом того, что по официальной статистике татарский язык является родным не только для татар, но и примерно 16-17% башкир, доля изучающих родной татарский язык – ниже на несколько процентов, и не превышает 1/3 (33%).
У башкир за счёт высокой доли изучающих башкирский язык как государственный язык РБ (73% от всех школьников) получается практически полный охват изучения родного языка в той или иной форме. 
В 2011-2012 учебном году 71,4% обучающихся нерусской национальности обучаются на родном языке или изучают родной язык как предмет, в том числе 99,1% учащихся башкирской, 52,6% татарской, 57,8% чувашской, 60% марийской, 59% удмуртской, 58% мордовской.
Как мы видим охват изучения родных языков уменьшилсяза 7 лет в среднем в 1,5-2 раза.
Примерно половина городских детей изучают родные языки формально или фиктивно, в.ч. абсолютное большинство уфимских детей. Оставшаяся половина изучает родные языки в неудовлетворительном низком объёме.
Для полноценного изучения языка в школе нужно выделять  ему не менее 3 часов (уроков)  в неделю.Это косвенно подтверждается выделением 3-х часов в неделю иностранному языку в 5-9 классах, и родному языку – для изучающих его по 4 варианту учебного плана  ФГОС. В настоящий момент в большинстве городских школ на иностранные языки в 5-9 классах выделяется в 1,5-3 раза больше учебных часов, чем на родные языки.

Наил Гыйлман.
2019 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий