Население
республики и доля изучающих родные языки
Население Республики
Башкортостан (РБ) составляет 4063 тысяч человек. Доля городского населения 62%
(2018).
Национальный состав населения РБ по данным переписи населения 2010 года:
башкиры – 28,79%, татары – 24,79%, русские -35,19 %, чуваши
– 2,64%, марийцы – 2,55%, украинцы – 0,98%, мордва – 0,5%, удмурты – 0,53%.
По данным, которые Министерство образования Башкортостана публиковало перед началом 2018-2019 учебного
года:
В РБ изучаются 11 родных языков. Это башкирский,
белорусский, латышский, марийский, мордовский, немецкий, русский, татарский,
удмуртский, украинский и чувашский языки.
Русский язык в качестве родного выбрало 63,05% учащихся,
башкирский — 15,6%, татарский — 9,45%, марийский — 1,11%, чувашский — 0,74%. Башкирский и русский (в качестве родного) языки
изучаются во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Татарский язык как родной
преподается в 12 муниципальных районах и 3-х городских округах. Уроки
чувашского - в 5 муниципальных районах, а уроки марийского — в одном районе.
Общее количество школьников в регионе составляло 479
тысяч человек.
Башкирский язык как государственный язык республики по
данным на начало учебного года изучало более 73% учащихся.
Объёмы изучения языков коренных народов РБ в
школах. Результаты выборочного исследования.
Для исследования были
выбраны все городские средние школы Ленинского района Уфы, ряд школ г.
Стерлитамака, городов Баймак и Дюртюли, школы Бижбулякского, Мишкинского, часть
школ Ишимбайского района.
В таблицах зелёным
цветом выделены классы (параллели), где национальный язык изучается как родной
в обязательной части учебной программы;
голубым выделены классы, в которых национальный язык изучается в
вариативной части учебной программы, в составе
регионального или школьного компонента учебного плана, а также часы
башкирского языка, как государственного.
Ситуация в Уфе и крупных городах Башкортостана.
Школы Ленинского района Уфы
Национальный состав
Уфы согласно Всероссийской переписи населения 2010 года: русские — 48,9 %,
татары — 28,3 %, башкиры — 17,1 %, украинцы — 1,2 %, лица других
национальностей — 4,5 %.
Во всех рассмотренных школах в как родной можно выбрать
русский и башкирский языки, в одной школе изучается татарский язык.
Школы
г. Стерлитамака
Национальный состав жителей Стерлитамака согласно переписи
населения 2010 года: русские — 49,5 %, татары — 23,9 %, башкиры — 15,8 %, чуваши
— 5,3 %, украинцы -1,9%, мордва - 1,5 %.
Взяты по порядку номеров 10
школ из 35, у которых удалось найти
учебные планы.
Ситуация
в сельских районах и в некоторых малых городах.
Школы Бижбулякского района
РБ.
Национальный состав жителей района по переписи 2010 года:
чуваши –35,3% ; татары – 26,3% ; башкиры –22,2%; русские -11,8% ; мордва -3,6%
населения.
В Бижбулякском районе живут 5 коренных народов Поволжья и
Урала. В районе 14 средних школ, по 12 из которых удалось найти учебные планы.
В школах района изучается 4 родных языка – чувашский, татарский, башкирский,
русский.
Школы Мишкинского района
РБ.
Национальный состав района по переписи 2010 года: марийцы
–71,5% ; татары – 16 % ; башкиры –4,9 %; русские -7,1% ; другие -0,5%
населения.
Школы г. Дюртюли.
Дюртюли -центр
Дюртюлинского района РБ. В нём живёт около 30,8 тысяч человек.
Национальный состав согласно российской переписи населения 2010 года: татары —
64,1 %, башкиры — 23,2 %, русские — 9,6 %, марийцы — 1,6 %, лица других
национальностей — 1,5 %.
Школы г. Баймак.
Город Баймак –центр Баймакского района, 17,5 тысяч жителей. Согласно
Всероссийской переписи населения 2010 года: башкиры — 71,6 %, русские — 21,3 %,
татары — 5,1 %, лица других национальностей — 2 %.
В Баймаке 4 школы, изучается как родной русский и татарский
языки. Во всех школах есть отдельные классы с обучением на башкирском языке .
Школы башкирских сёл Ишимбайского
района.
Краткие
итоги.
Мониторинг изучения национальных языков в Башкортостане
оказался намного сложнее, чем в других республиках Поволжья. Размеры, смешанный
национальный состав большинства районов, отсутствие необходимых сведений на
портале образования усложняют задачу. Ещё один фактор – с весны 2019 года в
республике переходят на пятидневную учебную неделю и в большинстве учебных
планов, изменения связанные с этим не отразились.
Приведённые вначале
данные показывают, что порядка 40% школьников башкир, около 60% марийцев, более
65% татар и более 70% чувашей не изучают в школе свой национальный язык, как
родной. Это в основном жители городов(прежде всего Уфы), в которых процент изучающих свой
родной язык мал (вывод очевидный, но точных данных нет).
Абсолютное большинство
учащихся которые выбрали свой родной язык, изучают родной язык и родную
литературу в сумме 1 или 2 урока в неделю.Объёмы изучения родного языка неудовлетворительны
для большинства представителей коренных народов Поволжья. Даже учащиеся башкирской национальности,
выбравшие родной башкирский язык, и
изучающие башкирский как государственный,
в Уфе и многих других городах и районах учат его в сумме только два часа в неделю.
В Уфе и других крупных городах за счёт «выбора» большинством школьников
представителей коренных нерусских народов русского языка как родного – для них изучение
родного языка является фиктивным.
При выделении 1-2 часов в неделю на предметы Родной язык
и родная литература, их изучение носит формальный характер, не
обеспечивающий какого-то серьёзного усвоения языка. Только в совокупности с изучением
башкирского языка, как государственного, для школьников башкирской
национальности объём изучения может быть доведён до удовлетворительного уровня
– 3 часа в неделю.
И только в башкирских гимназиях, в школах отдельных мононациональных селений, в отдельных школах с обучением на
татарском и марийском языке, родной язык и литература изучается 3 и более часов
в неделю.В школах, где стараются выделить большее количество часов на изучение
родных языков, учебный план очень
сложный, и на родные языки выделяют дополнительные часы за счёт школьного
компонента учебного плана…
Точная статистика изменений доли изучающих родные языки
школьников последние несколько лет не публиковалась. Есть данные по количеству
и процентной доле изучавших родной язык до 2012 года, и есть данные выбора
родных языков за два последних года. Хотя эти показатели не совсем равнозначны
они позволяют нам показать динамику изменений…
С 2010/2011 учебного
года доля учащихся средних школ:
изучающих башкирский
язык как родной или обучающихся на нём уменьшилась примерно с 28,8 % до 15,6%,
в т.ч. обучающихся на башкирском языке с 10,9% до 7,1%;
изучающих татарский
язык как родной или обучающихся на нём уменьшилась примерно с 14,8 % до 9,4%, в
т.ч. обучающихся на татарском языке с 2,3% до 0,4%;
изучающих марийский
язык как родной или обучающихся на нём уменьшилась примерно с 2 % до 1,1 %;
доля изучающих чувашский
язык как родной или обучающихся на нём уменьшилась примерно с 1,7 % до 0,74 %.
Данные по
обучающимся на родном языке приведены за 2017/2018 уч. год. Обучение на
национальных языках чаще всего сводится к его изучению в больших объёмах.
Отношения доли
выбравших родные языки к доле соответствующих народов следующее: башкиры (15,6%
и 28,9%) -53%, татары – 38%, марийцы -43%, чуваши –27%.
С учётом
того, что по официальной статистике татарский язык является родным не только
для татар, но и примерно 16-17% башкир, доля изучающих родной татарский язык –
ниже на несколько процентов, и не превышает 1/3 (33%).
У башкир за
счёт высокой доли изучающих башкирский язык как государственный язык РБ (73% от
всех школьников) получается практически полный охват изучения родного языка в
той или иной форме.
В 2011-2012 учебном году 71,4%
обучающихся нерусской национальности обучаются на родном языке или изучают
родной язык как предмет, в том числе 99,1% учащихся башкирской, 52,6%
татарской, 57,8% чувашской, 60% марийской, 59% удмуртской, 58% мордовской.
Как мы видим охват изучения родных
языков уменьшилсяза 7 лет в среднем в 1,5-2 раза.
Примерно половина городских детей изучают родные языки
формально или фиктивно, в.ч. абсолютное большинство уфимских детей. Оставшаяся
половина изучает родные языки в неудовлетворительном низком объёме.
Для полноценного изучения языка в школе нужно выделять ему не менее 3 часов (уроков) в неделю.Это косвенно подтверждается
выделением 3-х часов в неделю иностранному языку в 5-9 классах, и родному языку
– для изучающих его по 4 варианту учебного плана ФГОС. В
настоящий момент в большинстве городских школ на иностранные языки в 5-9
классах выделяется в 1,5-3 раза больше учебных часов, чем на родные языки.
Наил Гыйлман.
2019 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий